22 янв. 2011 г.

Куда движется НАЭР и что будет с солнечной энергетикой?


Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР), также как и большинство государственных структур, в связи с указом Президента находится в стадии реформирования. Каких изменений следует ожидать в работе агентства, какими будут его главные приоритеты, а также о достижениях минувшего года и планах на 2011-й рассказал глава агентства Николай Пашкевич.

Ключевые тезисы:
  1. Определяющим годом в развитии солнечной энергетики в Украине станет не 2011, а 2012 год, когда мы начнем производство собственных солнечных батарей в промышленном масштабе.
  2. Для того чтобы обеспечить потребности Украины в развитии солнечной энергетики, одного "Квазара" будет мало.
  3. В 2011 году планируется ввести 3 солнечные станции по 20 МВт. Эти проекты уже получили экспертное заключение и по ним прошли согласования по адаптации к энергосистеме.

А теперь, собственно, само интервью:

- Мы уже месяц находимся в стадии реформирования в соответствии с указом Президента, и создание нового государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению - это не смена вывески, а изменение государственного подхода к вопросам энергоэффективности и энергосбережения.

Если раньше наши усилия были больше направлены на функции контроля и мониторинга, то теперь мы должны перейти от функции контроля, системы управления к функции пропаганды и популяризации средств и методов энергосбережения и энергоэффективности в широкие массы общественности, от крупных предприятий до любого потребителя энергоресурсов в Украине.

- Каким образом и за счет каких ресурсов Вы планируете это осуществлять?

- Во-первых, освещение информации в СМИ, с тем чтобы те задачи, которые поставлены перед нами, "прорастали" во все слои нашей жизни - это самый главный инструмент в деле популяризации и пропаганды энергоэффективности и энергосбережения. В частности, мы планируем использовать, в том числе социальную рекламу.

Второй инструмент - это доведение до потребителя сведений о лучших примерах энергоэффективности и энергосбережения. Прежде всего, мы будем рассматривать возможности Интернета. Мы планируем полностью изменить наш сайт с тем, чтобы он стал более доступным и наполненным.

Я думаю, на то, чтобы провести эти изменения уже в этом году, средств, выделенных из Государственного бюджета в 2011 году, будет достаточно. Кроме того, мы также рассчитываем на помощь Европейского Союза в части переобучения персонала ликвидированной инспекции по энергосбережению новым методам работы. В декабре 2010 года на встрече с представителями Европейского Союза была достигнута предварительная договоренность, согласно которой ЕС согласился помочь нам осуществить первый этап обучения, а на очередной встрече мы детально обсудим сроки и порядок обучения персонала нового агентства.

Конечно, нужно будет время, для того чтобы изменить уровень подготовки наших специалистов, но я думаю, что уже во втором полугодии 2011 года в Украине появятся квалифицированные энергоаудиторы.

- Какие еще функции закреплены за новым агентством?

- Одной из главных функций агентства остается развитие возобновляемой энергетики. И если раньше эта функция дублировалась Министерством топлива и энергетики Украины, то теперь она полностью будет закреплена за государственным агентством.

За время независимости Украины мы накопили довольно большой опыт - как положительный, так и отрицательный - в этом вопросе. К примеру, в 2010 году в Украине завершилась программа развития ветроэнергетики, действующая с 1996 года. За этот период в стране за государственный счет было построено несколько ветропарков, которые показали не очень большую эффективность. И теперь мы, изучая этот государственный опыт строительства, используем его для того, чтобы не получить такого же результата при привлечении инвестиционных средств.

- Вы будете продолжать строительство ветропарков?

- Да, но уже за счет привлечения инвестиций. Сейчас задача государства - это создание правильных условий для привлечения инвестиций с тем, чтобы инвесторы не находили здесь камней преткновения для продажи электроэнергии в рынок.

Начало уже положено - это "зеленый" тариф. А дальше - это адаптация нашей объединенной энергосистемы к приему электроэнергии от возобновляемых источников энергии, поскольку ОЭС рассчитана на базовые мощности и не предусмотрена для приема электроэнергии от более-менее мощных источников возобновляемой энергии.

В украинской энергосистеме не было необходимости иметь дополнительные резервные мощности, поскольку имеющиеся справлялись с дисбалансом частоты и не приводили к развалам энергосистемы.

Однако я считаю, что мы движемся довольно-таки быстро. За 1,5 года мы решим эти задачи. Построим карты и согласуем графики по адаптации сетей, мощностей и систем с Минэнерго.

- Вы хотите сказать, что агентству необходимо 1,5 года для адаптации энергосистемы к приему энергии от возобновляемых источников?

- Уже осталось меньше года. Работу над этим вопросом мы начали в июне 2010 года.

Кроме того, агентство совместно с природоохранными, историческими ведомствами, геологами и Минэнерго также ведет работу над разработкой дорожной карты развития возобновляемых источников энергии. На карте будут нанесены заповедные зоны и места залежей природных ископаемых, а также определены наиболее подходящие зоны расположения возобновляемых источников в зависимости от потенциала местности. В итоге возобновляемыми источниками должна быть накрыта вся территория Украины, не только для того чтобы обеспечить нужный объем электроэнергии, но и чтобы соблюсти баланс электрической составляющей.

Имея такую дорожную карту, мы сможем быстро реагировать на запросы инвесторов. Мы и сейчас не отказываемся принять инвестора, но рассмотрение каждого конкретного случая в настоящее время занимает довольно длительное время. Пока у нас нет готовых решений.

- 2011 год некоторые эксперты называют определяющим в развитии солнечной энергетики в Украине. На чем основаны эти заключения?

- В Украине 2-3 года назад было зарегистрировано несколько инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию отрасли в целом, от производства кремния до производства солнечных батарей. В частности, начата реконструкция Запорожского завода полупроводников, куда сейчас идут большие инвестиции. Вслед перестаивается и отрасль производства самих солнечных батарей.

Над этими вопросами работают как инвесторы, которые уже зарегистрировали эти проекты и их осуществляют, так и академические институты при Академии наук Украины. Однако, по моему мнению, определяющим годом в развитии солнечной энергетики в Украине станет не 2011, а 2012 год, когда мы начнем производство собственных солнечных батарей в промышленном масштабе.

- Вы имеете в виду, что в Украине будут построены крупные заводы по производству солнечных батарей?

- У нас есть один такой завод - "Квазар" в Киеве, но для того чтобы обеспечить потребности Украины в развитии солнечной энергетики, этого будет мало. Насколько мы сможем привлечь инвестиции в эту отрасль, настолько быстро она и будет развиваться.

- Назовите конкретные проекты по возобновляемым источникам, которые были реализованы в 2010 году и готовятся к реализации в 2011-м?

- В 2010 году одним из крупных проектов можно назвать введение в строй первой гелиостанции в Крыму, мощностью 8 МВт. В 2011 году планируется ввести 3 солнечных станции по 20 МВт. Эти проекты уже получили экспертное заключение и по ним прошли согласования по адаптации к энергосистеме. Также в 2011 году должно начаться строительство ветропарка "Мангуш" на побережье Азовского моря на 100 МВт. Естественно, это все за счет частного инвестора.

Я еще раз подчеркиваю: государство больше не будет вкладывать бюджетные средства, как это было при реализации программы развития ветроэнергетики в Украине с 1996 по 2010 годы. За счет государственных средств мы не в состоянии изменить систему. Основная задача государства - создание благоприятных условий для инвестора. Чтобы изменить систему, часть государственных средств мы можем направить на пилотные проекты, в которые мы хотели бы привлечь инвестора, не более того. Мы понимаем, что за счет бюджетных средств изменить коренным образом ситуацию в части потребления энергоресурсов невозможно.

- В 2010 году объем финансирования Программы энергоэффективности составил 910 млн грн, на какие проекты были реализованы эти средства?

- В 2010 году на реализацию программ по энергоэффективности из спецфонда бюджета было выделено 500 млн грн, из которых израсходовано 37%. В частности, финансирование строительства и реконструкции электрических сетей, пристанционных узлов и подстанций для присоединения объектов, производящих электроэнергию из возобновляемых источников энергии в Крыму и Одесской области, выполнено, по оперативным данным, на 98,2% (из 150 млн грн израсходовано 147,3 млн грн).

Проект внедрения технологий, предусматривающих использование тепловых насосов, электрического теплоаккумуляционного обогрева и горячего водоснабжения на предприятиях коммунальной формы собственности и бюджетных учреждений, профинансирован на 11,7% (из 210,5 млн грн израсходовано, по оперативным данным, 24,6 млн грн).

На проведение санации зданий центральных органов исполнительной власти в 2010 году израсходовано 9,3% от запланированного - 13 млн грн бюджетных средств.

Всего было реализовано около 2930 энергосберегающих мероприятий, в соответствии с которыми в 2011 году ожидаемая экономия составит около 4,6 млн тонн условного топлива.

- В связи с чем программы профинансированы только на 37%?

- Процессы бюджетирования очень сложны. Напомню, что бюджет 2010 года был принят очень поздно, и пока были разработаны порядки использования средств и проведены тендерные процедуры, часть средств пришлось возвращать в бюджет.

В 2011 году бюджет принят вовремя, но в связи с тем, что мы находимся на этапе реформирования, я думаю, что снова переходный период будет затянут как минимум месяцев на пять. Нас это не пугает, мы знаем, что нам нужно делать, мы готовим порядок конкурсных отборов, и я думаю, что бюджет этого года мы выполним на 100%.

- Какая сумма финансирования Программы энергоэффективности заложена в бюджете 2011 года?

- В 2011-м Госбюджетом предусмотрено выделение 600 млн грн. И, кроме того, мы рассчитываем на средства из фонда поддержки Евросоюза. Средства ЕС - 310 млн грн - мы ожидали еще в 2010 году, однако в связи с тем, что решение о выделении этой суммы было принято довольно поздно, они не поступили.

В частности, на санацию зданий центральных органов исполнительной власти в бюджете 2011 года мы планируем израсходовать 60 млн грн против 139 млн грн в 2010 году.

На внедрение технологий с использованием тепловых насосов, электрического теплоаккумуляторного обогрева и горячего водоснабжения предприятий коммунальной формы собственности и бюджетных учреждений - 130 млн грн против 210,5 млн грн в минувшем году.

На внедрение когенерационных технологий в коммунальной энергетике в 2011 году мы предусмотрели 30 млн грн. Эти технологии мы планируем отбирать на конкурсной основе. Это новый проект, который мы не разрабатывали в 2010 году.

По этим проектам на 1 грн государственных средств мы рассчитываем привлечь около 4 грн инвестиций.

На строительство и реконструкцию электрических сетей, пристанционных узлов и подстанций для присоединения объектов, производящих электроэнергию из возобновляемых источников энергии в Автономной Республике Крым и Одесской области, в 2011 году предусматриваем 317,0 млн грн против 150 млн грн в 2010 году. В этом случае на 1 грн вложений из госбюджета мы ожидаем не менее 10 грн инвестиционных средств.

Проведение модернизации объектов коммунального хозяйства, в том числе перевод котельных, обслуживающих объекты социальной сферы, использование возобновляемых источников энергии планируем профинансировать на 60,1 млн грн.

- Когда, по Вашему мнению, потребители смогут ощутить эффект от внедрения энергии из альтернативных и возобновляемых источников на тарифах?

- Ощутимый результат от внедрения возобновляемых источников энергии потребитель ощутит не раньше 2030 года, когда доля этих источников энергии составит не менее 20% в общем энергобалансе страны и когда в Украине закончится срок действия закона о "зеленом" тарифе, т.е. когда эти объекты начнут выдавать электроэнергию по себестоимости.

Если сегодня себестоимость ветряной электроэнергетики в 2 раза выше, чем традиционной среднерыночной в Украине, то к концу действия "зеленого" тарифа - к 2030 году - себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ветряными станциями, будет, по прогнозам, сделанным нашими академическими институтами, в 3 раза ниже, чем себестоимость электроэнергии, выработанной на традиционных источниках.

Наука подтверждает, что снижение затратной части и отсутствие топливной составляющей к 2030 году обязательно приведет к тому, что эта электроэнергия будет дешевле традиционной. До этого ощутить влияние постепенного врастания возобновляемых источников энергии в общую энергосистему очень сложно. Возобновляемые источники энергии будут, в первую очередь, заменять устаревшие технологии.

Но если мы рассчитываем, что эти устаревшие технологии не будут расти в цене, то мы глубоко ошибаемся. Если мы сегодня не вытесним газ, нефть и уголь из оборота наших тепловых блоков, то завтра получим такой удар тарифа, что "зеленому" будем молиться.

Хотя в первый период развития возобновляемой энергетики, по расчетам наших академических институтов, может все же происходить рост общего тарифа на электроэнергию. Но при этом нужно понимать, что ее цена не превышает цены худшего традиционного энергоблока.

В целом, расчеты показывают, что в перспективе, и "зеленый" тариф на это направлен, страна получает источники энергии, которые будут гораздо дешевле традиционных. На сегодняшний день мы видим, что движение по традиционному пути ведет к постепенному росту тарифов не зависимо от объема потребления.

Так, по данным Национального доклада о развитии энергоэффективности, потребление электроэнергии в промышленности в объемных показателях с 2004 по 2008 годы составило около 50 млрд кВт-час ежегодно, а в 2009 году - около 26 млрд кВт-час. В то же время платежи за электроэнергию выросли практически в 2 раза - с 6 до 17 млрд грн, что, соответственно, говорит о росте тарифа на нее. И это в Украине еще не заработал в полную силу Закон о "зеленом" тарифе. Если мы не будем реформировать нашу устойчивую, огромную энергосистему, мы просто заведем себя в тупик.

Оксана Суханова, КИЕВ. 21 января 2011 года

Ссылка по теме:  Солнечные электростанции

Комментариев нет: