29 мая 2008 г.

Солнечная энергия из пластика

Главная проблема наземной фотовольтаики всего одна, но в рыночном плане пока почти смертельная: высокая цена в любой валюте за один ватт (пиковый) установленной мощности. И хотя цена эта стабильно снижается по мере роста производства, она всё равно остаётся слишком большой (раз в 5) по сравнению с ваттом «грязной» угольной электроэнергетики и не менее грязной мазутной.

Принято различать фотовольтаику неорганическую и органическую. Неорганические солнечные элементы (СЭ) изготаливают из Si, GaAs, CdTe или СuInGaSe2. Тогда как органические СЭ, естественно, изготавливают из органических веществ с непроизносимыми названиями, типа «1-(3-метоксикарбонил)-пропил-1-фенил-(6,6) С61». Понятно, что вся эта «полупроводниковая» органика в смысле КПД (4-5%) ни в коей мере не конкурент настоящим полупроводникам (от 16%).

Однако, в разы уступая по эффективности, пластики в десятки раз выигрывают по стоимости. А потребителю важна цена, и тут органика даст фору любому твёрдому полупроводнику. К примеру, «солнечный» зонтик, покрытый гибкими органическими низкоэффективными СЭ, вполне способен подзаряжать ваш мобильник прямо на пляже. А стоит он ненамного дороже обычного зонта.

Аналитики потребительского рынка уже прикинули, что для широкой коммерциализации органических СЭ надо, чтобы их КПД был больше 7%. И в этом отношении 2007 год стал одновременно и очень многообещающим и скандальным. Просто потому, что именно в прошлом году органическая фотовольтаика сделала несколько серьёзных заявок на своё место под солнцем. Рекорд следовал за рекордом, а Министерство энергетики США начало конкретно благоволить к соискателям миллионно-долларовых грантов, если они в своих заявках обещали сделать что-нибудь органически-гибкое и дешёвое, работающее от солнечного света.

Основная проблема состоит в том, что очень многие пластиково- фотовольтаические исследователи сплошь и рядом спешат с публикацией своих «рекордов», не проверив их, как следует. А это чревато подрывом доверия у инвесторов и венчурных капиталистов, которые уже вложили сотни миллионов долларов в это дело. Примечательно, что обе ведущие фирмы по пластиковой фотовольтаике (Konarka и Flextronics) прежде чем опубликовать рекламу своих очередных достижений, тестируют свои изделия в NREL.

Автор - С. Чикичев

Комментариев нет: